Новости mice-индустрии

Новости, Интервью, Мнения, Колонка редактора

Развитие делового туризма в России

Развитие делового туризма у нас в стране берет начало из советской эпохи, когда руководители колхозов ездили перенимать друг у друга опыт, а правление собственнолично посещало бригады рабочих на полях, отгоняя кожаными портфелями собак и утопая сапогами в непролазной грязи. Разумеется, времена изменились, и сегодня деловые люди бороздят просторы РФ на автомобилях, поездах и самолетах, останавливаясь в дорогих бизнес-отелях, налаживая необходимые контакты и посещая различные деловые мероприятия.

Нет ничего удивительного в том, что развитие делового туризма в России идет в наши дни полным ходом. Деловые туры являются прекрасной возможностью для развития бизнеса, укрепления доверия со стороны клиентов и партнеров. Организация обучающих курсов для клиентов, тренингов для сотрудников, экскурсий по производственным объектам для партнеров и т.д. – подобные мероприятия необходимы в современном предпринимательстве, поскольку от них зависит внутренняя и внешняя репутация компании, успех ее работы в целом. Корпоративный туризм достиг в мире столь крупных масштабов, что влияет на развитие не только бизнеса, но и мировой экономики, даже политику в целом.

Что такое деловой туризм

Деловой туризм – это самостоятельная область туриндустрии, которая позволяет предпринимателям и их сотрудникам заниматься развитием, продвижением своего бизнеса и параллельно отдыхать некоторое время в благоприятной обстановке. Бизнес-туризм нередко обозначается английской аббревиатурой MICE, образованной от слов «meetings», «incentives», «conferences» и «exhibitions», то есть «корпоративные встречи», «поощрительные программы», «конференции» и «выставки». Эти четыре понятия и раскрывают всю суть современного делового туризма.

Бизнес-туризм включает в себя:

  • деловое общение;
  • поиск новых рынков и партнеров;
  • обмен технологиями и информацией;
  • развитие корпоративной культуры и обучение сотрудников;
  • PR-акции.

Выделяют несколько видов делового туризма:

  • корпоративные и индивидуальные бизнес-поездки;
  • поездки для участия в конференциях, съездах, выставках, семинарах, конгрессах, симпозиумах, ярмарках, презентациях, тренингах;
  • поощрительные инсентив-туры для поддержания у персонала корпоративного духа и мотивации сотрудников;
  • посещение фирм и предприятий партнеров.

Как деловой туризм развивается в России

Для многих государств туризм является весьма рентабельной сферой бизнеса. К сожалению, Россия, несмотря на весь свой потенциал, занимает в настоящее время довольно скромное место на мировом рынке индустрии путешествий. Это обусловлено недостаточным уровнем развития отечественного туризма и невниманием к данной отрасли со стороны государства. В результате и такая подотрасль, как business travel, развита у нас относительно слабо, хотя самая большая страна мира, как уверены многие эксперты, способна привлечь огромное число бизнес-туристов.

На протяжении многих лет отечественный деловой туризм ориентировался главным образом на выезд. Российские предприниматели стремились перенимать опыт у прогрессивных зарубежных коллег, однако не могли привлечь их в свою страну. К этому можно прибавить несовершенство отечественной туристской инфраструктуры, созданный западными СМИ негативный образ СССР, несоответствие расценок на наши туруслуги их качеству, сложность получения российских бизнес-виз и многие другие факторы.

О том, как развивается индустрия делового туризма в России, смотрите видео:

Это был сложный, но неизбежный период становления отечественного корпоративного туризма. Теперь данная отрасль «прижилась» и у нас в стране. Высокое качество обслуживания, к которому привыкли въезжающие в РФ деловые туристы, вынуждает российскую MICE-индустрию постоянно совершенствоваться, дабы соответствовать международным стандартам. К примеру, Москва и Санкт-Петербург, на которые приходится около 80% рынка российского делового туризма, уже мало чем отличаются в этом плане от того же Лондона, Нью-Йорка, Токио или Сеула и при этом могут впечатлить гостей своей деловой и национальной культурой. С 2014 года тройку лидеров замкнул Краснодарский край - после проведения в Сочи зимних Олимпийских игр.

Чаще всего Россию посещают бизнес-туристы из Финляндии, Китая, Германии, США, Польши, Швеции, Италии и Франции. А вот определить, какие государства являются лидерами по приему российских деловых путешественников, не представляется возможным, так как практически все наши бизнесмены выезжают за рубеж по туристическим, а не предпринимательским визам. Что касается командировок российской деловой элиты внутри своей страны, то они практически никак не отслеживаются.