08.06.2016. «Всемирный день выставок: российская инициатива глобального масштаба» - под таким названием прошла встреча президента Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) Сергея Алексеева и первых лиц российской выставочной индустрии с журналистами.
Выставка всегда приносит прибыль
- Покажите мне, как развивается выставочная деятельность государства, и я скажу вам каковы успехи этого государства на мировом рынке,- перефразируя Генри Форда, сказал, открывая встречу, вице-президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор ВЗАО «Нижегородская ярмарка» Валерий Барулин.
Действительно, по данным аудита, проведенного экспертами Союза, лишь 5% российских компаний регулярно участвуют в выставочной деятельности. А суммарный объем доходов отечественных товаропроизводителей составляет примерно 800 млн евро в год – столько же, сколько зарабатывает одна единственная германская компания «Мезофарм». Впрочем, есть и другая статистика, аккумулированная UFI : каждый доллар прибыли, полученный организатором конгресса, влечет за собой 7 долларов прибыли в городской бюджет. В Германии правительство даже датирует некоторые убыточные фирмы, опосредованно приносящие доход землячеству.
- У нас в Нижнем Новгороде тоже действует региональная программа поддержки мелкого и среднего бизнеса,- заметил Валерий Барулин. - Она называется «Покупай Нижегородское». Фермеры и товаропроизводители получают временные бесплатные торговые площади, но торгуют без рыночных наценок. Как правило, эти же предприятия попадают и в план конгрессно-выставочных мероприятий правительства Нижегородской области по участию в российских и международных выставках.
- Похожая программа реализуется и в Свердловской области,- сказал директор ООО «Уралэкспоцентр» Александр Баранов. – существует Фонд поддержки предпринимательства, датирующий участие региональных товаропроизводителей в выставках за пределами Свердловской области. Дотация может доходить до 50%, ей активно пользуются именно небольшие, но активные предприятия.
И Валерий Барулин, и Александр Баранов сошлись во мнении, что кризис снизил общее количество участников и посетителей выставок, однако увеличил присутствие деловых экспонентов.
- У компаний возникают проблемы, и они ищут пути решения, активизируя свою маркетинговую активность,- пояснил Валерий Барулин. И напомнил, что на мировом медиарынке конгрессам и выставкам как ведущим маркетинговым инструментам отдают предпочтение свыше 30% компаний.
Один город – один выставочный центр
Отвечая на вопрос корреспондента MICE.RU о том, какие города и регионы страны могли бы в перспективе стать привлекательными выставочными дестинациями, президент UFI Сергей Алексеев напомнил, что в США и во всех западноевропейских странах в каждом крупном регионе обязательно есть и крупный современный выставочный центр. Это составляет основу региональной экономической политики.
- Если исходить из того, что выставочная индустрия решает сразу три задачи: привлекает бизнес, развивает экономику города и продвигает региональный продукт, то для России идеальной схемой была бы такая: один выставочный центр с одной ежегодной тематической выставкой, которую бы организовывали сами отраслевые производители. Есть даже специальная формула, которая рассчитывает количество выставочных площадей исходя из объема регионального валового продукта. Но, к сожалению, не все даже современные архитектурные проекты учитывают выставочную специфику. Сочинский Экспо-центр по международным стандартам не годится для проведения масштабных промышленных выставок.
У Москвы – свой путь?
70% выставочных возможностей страны на сегодняшний день сосредоточено в Москве. В Москве решаются и вопросы проведения демонстрационных отраслевых выставок отечественной продукции за рубежом. Кто должен разрабатывать стратегию конгрессно-выставочной индустрии и координировать работу игроков на этом рынке? Вот мнение Сергея Алексеева:
- Во всем мире существует более или менее схожая система. Товаропроизводители через свои союзы и гильдиии намечают перспективы выставок: место и время проведения, количество участников, тематику и другие детали. И связываются с конгрессно-выставочным бюро того или иного города. Конгрессно-выставочное бюро ведет и встречную работу – за бюджетные деньги мониторит все актуальные выставочные мероприятия, стараясь привлечь их в свой город. Поскольку и с той, и с другой стороны действуют профессионалы, правительства прислушиваются к их мнению, не пытаясь, как это, к сожалению, происходит в России, влиять на сроки и место проведения мероприятий. В Москве ситуация осложняется еще и тем, что все основные выставочные площадки имеют разные формы собственности.
«Крокус» - это частная организация, входящая в девелоперскую компанию Crocus Group . Экспо-центр – подразделение Торгово-промышленной палаты, преемник Управления международных и иностранных выставок в СССР, ВДНХ и Сокольники – то ли выставочные площадки, то ли рекреационные парки. И ни Российский союз выставок и ярмарок, ни Конгрессно-выставочное бюро Москвы не могут влиять на их политику. Для сравнения, в США, которые с большим отрывом лидируют в списке выставочных дестинаций, вообще нет частных выставочных комплексов. Ими владеют городские конгрессно-выставочные бюро, передающие площадки во временное управление частным компаниям.
По мнению президента UFI, необходимо формировать активную позицию отечественных товаропроизводителей, чтобы они через свои отраслевые организации, брали конгрессно-выставочную деятельность в свои руки.