Новости mice-индустрии

Новости, Интервью, Мнения, Колонка редактора

ИНДОКИТАЙ: два с половиной миллиона квадратных километров чудес

Интервью с Аленой Никитиной, основателем компании Focus Asia.

Самое крупное культовое сооружение в мире, по площади равное Москве в пределах Окружной железной дороги. Самый широкий на планете водопад, протяженностью более 10 км. Самый длинный из сохранившихся на сегодня деревянных мостов, тиковые сваи которого - не что иное, как колонны бывшего королевского дворца… Впрочем, дело не в рекордах, а в той удивительной гармонии между природой и людьми, которая царит на этих землях вот уже пять с половиной тысяч лет. Это не идиллическая гармония в духе европейских романов, а простая и, в то же время, наивная, философия взаимодоверия. Индокитай – причудливый коктейль из изумрудных джунглей, красной земли и золоченых шпилей королевских дворцов и буддистских пагод. Не Индия и не Китай, а симбиоз из пяти стран и сотни самобытных народностей. Выбрать из этого калейдоскопа лучшее нам поможет Алена Никитина из компании Focus Asia. 

 

МЬЯНМА – экзотика восемь дней в неделю

Алена Никитина: Современная Мьянма открыта для туристов не более, чем на одну пятую часть. Но и этого – более чем достаточно, чтобы от экзотики и впечатлений у вас закружилась голова.

И поют там колокольцы в роще пальмовых ветвей

Самолет прибывает в бывшую столицу Мьянмы - Янгон. Город в британском колониальном стиле, над которым золотыми пиками устремляется в небо главный храмовый комплекс страны – пагода Шве Дагон. Стометровый шпиль Шве Дагона виден в городе с любой точки. Классические местные пагоды с трудом вписываются в европейскую художественную эстетику. Такие формы принимает сырой песок, если выпустить его из ладони. Легенды уверяют, что первая пагода в виде перевернутого колокола была сооружена богами, чтобы заточить под куполом дух небесной Белой змеи, соблазнявший смертных. Маленькие колокольчики на стенах пагод наполняют воздух непрерывным перезвоном и служат все той же благородной цели. Есть и более прагматическая версия: сооружения выполнены в виде перевернутых чаш для подаяний. Только со шпилем на верхушке. В 15 веке изящная царица Шинсобу совершила беспримерный акт подаяния: обшила Шве Дагон золотыми листами, весом равными ее собственному – 40 кг. Но вообще-то каждая правящая династия вносила в пагоду свою лепту сокровищ. В результате сегодня над белой громадой храма, на золотом шаре сверкают 4,5 тысяч бриллиантов, весом до 76 карат каждый. Впрочем, миллионы паломников привлекают не столько внешние, сколько внутренние богатства Шве Дагона. Это единственное место на земле, где сконцентрированы реликвии сразу четырех Будд: чаша Конагаманы, покров Кассапы, посох Какусандхи и восемь волос Гаутамы. Продолжая традиции постоянного воздаяния богам, посетители прикрепляют к стенам храма цветы или золотую фольгу. 

Бросишь все свои заботы, кинув якорь в Мандалай

Со времен Киплинга логистика передвижения по Бирме заметно изменилась. Сегодня от Янгона в Мандалай туристов доставляют не колесные пароходики (хотя и речные, и железнодорожные туры можно организовать специально), а самолеты. Вполне комфортабельные, хоть и не большие по нашим меркам «фоккеры», рассчитанные на 60-80 пассажиров. Посадка начинается за полчаса до взлета, сам полет занимает около 45 минут.

Алена Никитина: Верхняя Бирма - это «золотой пояс» экскурсионной жизни страны. В Мьянму вообще приезжают не ради моря - на побережье все непомерно дорого и мало аутентично – а ради именно этих мест: древняя столица Ава, «город бессмертия» Амарапура и Мандалай, ставший столицей в 19 веке. Основание города было приурочено к 2400 годовщине Гаутамы. Сам Будда восседает над городом на громадной скале, куда паломники поднимаются, оставив внизу обувь.

Еще двести лет назад короли Мидон и Тибо охотно приносили в жертву богам не только своих подданных, но и иностранцев. Около сотни заживо замурованных в стены королевского дворца англичан послужили неформальным поводом для начала третьей Англо-Бирманской войны. Однако к началу 21 века эти жестокие нравы ушли в историю. Сегодня открытые для туризма регионы Мьянмы считаются абсолютно безопасными. Вежливость и даже некая застенчивость местного населения, сначала удивляет, а потом привораживает. Вскоре и сам начинаешь следовать этому неписаному этикету общения. 

Алена Никитина: Бирманцы – это люди с иной нормой достаточности. Они – не из общества потребления. Они не понимают, как можно начинать утро с жестоких, пугающих новостей. На их утренних каналах играет музыка и танцы. И это не попытка отвлечь народ от социальных проблем – это забота о его психике, о том настроении, с которым люди потом выйдут на работу. 

Бирманцу не комфортно спать в комнате, если в ней выставлены фотографии людей. Почему? Да потому, что во сне он может перевернуться к ним спиной или ногами – и тем самым проявить неуважение.

В двухстах километрах к югу от Мандалая расстилаются земли древнего царства Баган. В десятом веке его столица представляла собой «азиатский Иерусалим» - в громадном космополитическом городе уживались воины им монахи, купцы и поэты, рыбаки и алхимики. Древние хроники уверяют, что в те годы Баган насчитывал 4446 храмов. Но в 13 веке из-за гор пришли монголы, город был разграблен и уничтожен. Впрочем, в последующие века его много раз отстраивали и восстанавливали, и сегодня 2230 башенок и куполов самых причудливых форм и самых разных размеров являются визитной карточкой региона.

Водный мир лучше земной ссоры

Алена Никитина: Может ли озеро быть лучше моря? Может! Если это – озеро Инле. Так говорят почти все туристы, которые сравнивают приморские курорты Мьянмы с поездкой на Инле. Здесь непостижимым образом уживаются три независимых народа. Инта - островитяне, обосновавшиеся на озере три века назад. У них своя водная цивилизация: достают со дна ил, прямо на своих плотах и островах превращают его в какой-то особый грунт и выращивают помидоры, которыми снабжают всю страну. Воинственный народ Па-о, который путешественников признает, а бирманцев – нет. Во время речной экскурсии туристы часто фотографируют необычные пороги и перекаты, не подозревая, что это – военные заслонки, которые Па-о могут поднять перед носом бирманского военного катера. И сами бирманцы – в прибрежных джунглях попадаются пагоды 7-го и даже 2-го века с древнейшими и совсем не привычными изображениями Будды.

И пусть ваш номер будет счастливым!

С июня по октябрь в Мьянме – сезон дождей. Но Верхняя Бирма лежит в более сухом поясе, и для любителей экскурсий это прохладное (25-30 градусов) время выглядит предпочтительней, чем весенняя (35-40) жара. 

Алена Никитина: Не скрою, мне нравится эта страна. Она не испорчена глобализмом, даже на уровне сувениров. Если вы покупаете деревянную статуэтку – может быть уверены, что это не «made in China», а натуральное местное дерево, скорее всего – тик. И резал его, быть может, тот самый крестьянин, который сейчас на ваших глазах моет в Иравади своих буйволов, затем детей, затем моется сам и лишь после этого приступает к семейной трапезе прямо на холме, напротив отеля. Отели тоже колоритные, особенно не сетевые. Их владельцы – французы, англичане, немцы – стараются вовсю. Здесь высочайший уровень менеджмента, прекрасная кухня, как европейская, так и местная. За последние пять лет многие отели подверглись реновации, но при этом все осталось аутентично, в полном соответствии с духом и традицией Бирмы. Кстати, о духе. В духов местные жители верят, можно сказать, на государственном уровне.

Каждому ребенку при рождении выдается табличка, составленная нумерологами (у нас их назвали бы астрологами, но это не одно и то же). С этими числами – то благоприятными, то предостерегающими, люди сверяют свои поступки в течение всех… восьми дней недели! Да-да, в местом календаре не семь, а восемь дней! Среда, по совету нумерологов, разделена на две части.

Туристы могут заказать себе похожую табличку, а верить приметам или нет – дело каждого. В Мьянме – верят. В начале 21-го века нумерлоги заговорили о неблагоприятных цифрах, складывающихся для столицы страны – древнего города Янгона. Правительство прислушалось - в результате в другом, благоприятном месте, был выстроен город Нейпьидо. В 2005 году в новую столицу переехали все высшие правительственные и главные государственные учреждения. А в мае 2008 на Мьянму обрушился ураган «Наргис». Чудовищной силы ветер и приливная волна по разным оценкам унесли жизни от одного до 3 миллионов человек. Жилые районы Янгона были разрушены полностью. Нейпьидо практически не пострадал…

ВЬЕТНАМ: от Дракона к Христу

Алена Никитина: Вытянувшийся в струнку вдоль океана Вьетнам, на самом деле имеет две основные туристические дестинации. На севере это бухта Халонг, в 2011 году по итогам всемирного голосования признанная одним из семи природных чудес света. Гирлянды скалистых островков, разбросанных по заливу, вьетнамцы считают останками божественных драконов, тысячелетия назад спасших страну от морского вторжения китайцев. Халонг – в переводе на русский означает «место, где дракон спустился в море».

Любопытно, что в конце 13 века – недавние по местным меркам времена – в заливе был потоплен монгольский флот: полководец Чан Хынг Дао установил под водой между островами острые копья, которые вовремя превратились в смертельное оружие для вражеских деревянных лодок. Во время морских экскурсий туристам предлагают исследовать проливы и гроты Драконьей бухты на каяках и поплавать в самых интересных местах с маской и трубкой. Правда, отыскать остатки копий Чан Дао пока не удалось никому. 

Алена Никитина: На юге страны, в часе езды от Сайгона есть небольшой курортный район Вунгтау. В нем расположены элитные отели со своими пляжами и ночными клубами, это тот самый пляжный отдых, которого, быть может, не хватает в других странах Индокитая. Для организованных групп именно здесь сконцентрированы все возможности для проведения презентаций и вечеринок, как пляжных, так и в закрытых залах. 

Вунгтау строили французы, и спланировали его в виде маленькой Ниццы. Тут и променад, и кафе, и магазинчики… А над курортом, на 130-метровой скале стоит белоснежная статуя Иисуса Христа. Он всего на шесть метров меньше знаменитой бразильской, зато, при наличии дресс-кода, туристы могут подняться по винтовой лестнице внутри статуи на крохотную смотровую площадку. С мраморных плеч Спасителя открывается потрясающий вид на окруженный океаном островок Хонба, на котором расположен буддистский Храм Девы.

КАМБОДЖА: ночная вечеринка на Слоновьей террасе

Камбоджа - это, прежде всего, Анкор-Ват. Еще одно, уже рукотворное чудо света. Этот город-храм, с громадными каменными дворцами и мостами, переброшенными через бассейны и отводные каналы, был построен в начале 12 века в честь бога Вишну. Творение короля Сурьявармана II считается архитектурно-историческим парадоксом. Многие специалисты сходятся во мнении, что строительство такого масштаба была непосильной задачей для тогдашних кхмеров. Загадкой остается и безымянная Статуя Прокаженного Короля, установленная, как считается, в 15 веке на террасе Королевской площади. 

Еще больше впечатляет Слоновья терраса – двухсотметровая стена, сплошь покрытая вырезанными из камня изображениями слонов. В некоторых местах хоботы животных образуют причудливые колонны, опирающиеся на каменные связки бананов и других плодов.

Алена Никитина: Еще один парадокс Ангкора – сегодня он приватизирован и принадлежит богатой камбоджийской семье. По предварительной договоренности с управляющим, организованная группа может провести мероприятие, в том числе ночью, при свете факелов, на террасе перед храмом. Разумеется, местная инфраструктура позволяет окружить действие необходимым комфортом, включая и трансфер, и электрическое освещение, и еду, и напитки.

ЛАОС: «Мы желаем счастья вам! Счастья в этом мире большом!» 

Алена Никитина: Лаос – единственная не морская страна в Индокитае. Но это единственное место на Земле, где можно увидеть водопад, шириной в 10 километров. Когда после сезона дождей Меконг сначала разливается, а потом начинает сбрасывать воду, в местечке Сипандон образуются многометровые пороги и перекаты. Зрелище захватывает дух, особенно если учесть, что тут же, рядом, на крохотных островах продолжают жить, работать и отдыхать тысячи людей. Лаосцы так свыклись со своей неповторимой природой, что, кажется, вообще не замечают ее опасностей. 

И при этом в стране есть современные, хотя и небольшие бутик-отели, а городок Луанг Прабанг на слиянии Меконга и Кхана, часто называют «азиатским Парижем». Сюда часто приезжают художники и поэты со всего мира. Передвигаться по городу лучше всего на электро-мотокарах – только так можно проехать по самым красивым и узким улочкам-садам.

На юге страны, в провинции Тямпасак расположено древнейшее из сохранившихся кхмерских сооружений - Ват Фу. Его построили в 7 веке чамы, и, хотя за многие сотни лет индуизм уступил место буддизму, Шива – Будде, аллея из каменных лингамов до сих пор пересекает храмовый комплекс, а фотокамеры туристов фокусируются на поросшей лесом горе Пху Као. На санскрите она именуется Лингапарвата, «Гора Фаллоса». И имеет весьма характерные очертания…

Алена Никитина: Огромной популярностью у туристов пользуется «Церемония Пожелания» - Ба-чи. Из местной деревни в отель приезжают старейшины. Они привозят свои угощения и небольшие деревянные святыни. А затем усаживаются вместе в кружок и начинают ЖЕЛАТЬ. Здоровья, счастья, богатства… Иногда, по предварительному согласованию, что-то более конкретное. Поскольку организованные группы в Лаосе не превышают 20-25 человек, получить персональные пожелания может каждый. Энергетика ритуала такова, что внутренний посыл ощущают даже самые здравомыслящие атеисты. Я сама была свидетельницей, как повязанные на запястья эзотерические обереги после того как желание сбывалось, развязывались сами собой.

MICE-туризм в Индокитае набирает обороты

Причин растущей популярности много. Относительно недорогой авиаперелет на регулярных рейсах, соизмеримый с перелетом в страны Западной Европы. Большое количество пятизвездочных отелей, в которых стоимость проживания начинается от 120$ - т.е. в два-три раза дешевле, чем на большинстве средиземноморских курортах. Дешевые и качественные экскурсии с русскоязычным гидом.

Безвизовый для Вьетнама и Лаоса, и упрощенный для Камбоджи въезд. Возможность компоновать недельные туры так, чтобы у туристов была возможность посетить заповедные храмы Камбоджи, окунуться в водопады Лаоса и расслабиться на Вьетнамском побережье. Но главная причина - желание открыть для себя ни с чем несравнимый мир этого удивительного региона.